СК-Фармация

Жаңалықтар

«СҚ-Фармация» ЖШС Басқарма төрағасының м.а. Б.Ш. Шәріп «СҚ-Фармация - Адалдық алаңы» жобасын іске асыру шеңберінде жүргізіліп жатқан жұмыстар туралы» аппараттық кеңесінде сөз сөйлеуі
15 сәуір 2020
«СҚ-Фармация» ЖШС Басқарма төрағасының м.а. Б.Ш. Шәріп «СҚ-Фармация - Адалдық алаңы» жобасын іске асыру шеңберінде жүргізіліп жатқан жұмыстар туралы» аппараттық кеңесінде сөз сөйлеуі

Құрметті Алик Жатқамбайұлы,

құрметті кеңеске қатысушылар!

 

Елбасының тапсырмасы бойынша 2009 жылғы ақпанда Үкімет дәрілік заттар мен медициналық бұйымдарды (бұдан әрі - ДЗ мен МБ) сатып алу және қамтамасыз ету үшін бірыңғай дистрибуция жүйесін құру туралы шешім қабылдады.

«СҚ-Фармация» ЖШС тегін медициналық көмектің кепілдік берілген көлемі шеңберінде халықты ДЗ мен МБ қамтамасыз ету, ҚР фармацевтикалық саласының тұрақтылығы мен бәсекеге қабілеттілігін арттыру, ДЗ мен МБ мемлекеттік сатып алуды шоғырландыру жолымен фармацевтикалық өнеркәсіпті дамыту мақсатында құрылған бірыңғай дистрибьютор болып белгіленді.

 

До 2018 года Единый дистрибьютор осуществлял закуп ЛС и МИ для стационарного уровня и за счет целевых текущих трансфертов в рамках амбулаторного обеспечения ЛС и МИ для лечения социально значимых заболеваний, а также вакцин.

С 1 января 2018 года Единый дистрибьютор проводит централизованный закуп всего амбулаторного перечня.

Это позволило сэкономить бюджет страны в 2018 году в размере 23,4 млрд. тенге, в 2019 году– 12,8 млрд. тенге.

С августа 2018 года Единый дистрибьютор перешел на электронный формат закупок ЛС и МИ с использованием портала АО «Центр электронных финансов».

В целом, за период деятельности Единого дистрибьютора объем закупа в рамках ГОБМП вырос более чем в 10 раз с 31,3 млрд. тенге до 204,7 млрд. тенге.

 

Слайд 2

В Списке ЕД на 2020 год обозначены 1 385 позиций ЛС/МИ, по которым медицинскими организациями заявлена потребность на 1 371 наименование на сумму 259,1 млрд.тг. Нет потребности на 14 ЛС/МИ.

С учетом наличия на складах ЕД переходящего остатка с закупа 2020 года сняты 32 ЛС и 2 МИ на сумму 9,2 млрд. тг.

Из 584 ЛС/МИ., подлежащих закупу у ОТП через ДД на сумму 57,1 млрд.тг, по результатам закупочных процедур закуплены 578 ЛС/МИ – 99%, в процессе закупа 6 наименований.

Из 174 ЛС/МИ., подлежащих закупу у иностранных производителей через ПК на сумму 72,0 млрд.тг, по результатам закупочных процедур закуплены 152 ЛС/МИ – 87%, в процессе закупа 22 наименования.

Из 21 ЛС/МИ., подлежащих закупу через международные организации на сумму 7,1 млрд.тг, по результатам закупочных процедур закуплены 15 ЛС/МИ – 71%, в процессе закупа 6 наименований.

Таким образом на сегодняшний день закуплено 1 161 ЛС/МИ (85%), экономия по результатам которых составила 17,6 млрд. тг. в процессе закупа 210 позиций (15%).

На склады ЕД поставлено 1 072 наименований ЛС/МИ (92%) на сумму 70,5 млрд. тг. из них в МО отгружен объем на сумму 40,5 млрд. тг. в рамках АЛО и Стационар.

Из объема АЛО уже обеспечены рецептами препараты на сумму 10,9 млрд. тг.

 

Слайд 3

С приходом АЛО в 2018 году, деятельность ЕДпретерпела ряд концептуальных изменений, в результате которых мы столкнулись со следующими проблемами.

2018 год:

1. Закуп ЛС/МИ в бумажном формате;
2. Заявки от МО на бумажных носителях;
3. Подписание договоров с поставщиками и заказчиками в бумажном формате;
4. С внедрением закупа АЛО отсутствие обратной связи с населением и рост социального напряжения;
5. Не информированность населения о наличии препаратов;
6. Нарекания контролирующих органов по технологии закупа услуг хранения и транспортировки ЛС/МИ.

Решением этих проблем стало:

1. Государственная аттестация ЕФИС с целью дальнейшей интеграции с государственными IT системами;
2. Переход на электронный формат закупок ЛС/МИ;
3. Онлайн трансляция процедур закупа ЛС/МИ;
4. Переход на электронный формат заявочной и договорной кампаний;
5. Запуск интерактивного справочника ЛС/МИ на официальном сайте;
6. Запуск Контакт-центра с коротким номером 1439;
7. Разработка прозрачной методологии закупа услуг хранения и транспортировки ЛС/МИ c учетом Best Practice.

 

Слайд 4

2019 год:

1. Некорректное планирование в рамках АЛО со стороны медицинских организаций в 2018 году – сумма отказа МО от заявленного объема составила 18,8 млрд. тг. (17% от окончательной заявки);
2. Реформирование инфраструктуры здравоохранения РК (укрупнение стационаров и разукрупнение ПМСП);
3. Реформирование в сфере здравоохранения и изменение регуляторных норм;
4. Наделение Единого дистрибьютора дополнительными функциями;
5. Размер годовой инфляции составил 5,4%.

Решением этих проблем стало:

1. Автоматизация процедур планирования медицинских организаций путем интеграции ЕФИС с IT – системами МЗРК (МИС, ЭРДБ, ИСЛО);
2. Разработка и утверждение новой Стратегии развития ЕД на 2019 – 2025 годы с учетом расширения функций и трансформации деятельности;
3. Внесение изменений в нормативные акты с учетом новой модели закупа услуг хранения и транспортировки;
4. Реинжиниринг бизнес-процессов АЛО с учетом новых схем взаимодействия Организации с ФСМС;
5. Внедрение СМК ISO 9001:2015 (TUV, Germany);
6. Автоматизировано 43% бизнес-процессов от общей операционной деятельности Организации;
7. Заключение прямых контрактов с иностранными производителями в национальной валюте.

 

Слайд 5

В ноябре 2019 года на базе единого дистрибьютора лекарственных средств и медицинских изделий заработал проектный офис «СК-Фармация – Адалдық алаңы».

Идея о распространении опыта столицы по реализации антикоррупционной стратегии в рамках проектов «Регионы, свободные от коррупции» (Адалдық алаңы) была озвучена в рамках Послания Первого Президента – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018 года.

Основная цель проекта – внедрение комплаенсполитики и принципов добропорядочности в деятельности организации.

Проект презентован на базе Агентства по противодействию коррупции, по итогам которого опубликовано порядка 100 материалов в информационных и печатных средствах массовой информации на республиканском и региональном уровнях.  

Так, к настоящему моменту проектным офисом проведен анализ в деятельности отдельных структурных подразделениях Товарищества, выработано более 30 рекомендаций. До конца года планируется проанализировать все направления организации.

К примеру, рекомендовано ввести в состав члена республиканской Специальной мониторинговой группы Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) в наблюдательный совет товарищества, проводить онлайн трансляции открытой части заседаний наблюдательного совета, а также иные рекомендации, направленные на формирование принципов добропорядочности и открытости в деятельности организации.  

Особый акцент уделен вопросам кадрового отбора, аттестации сотрудников, автоматизации систем и другим важным направлениям. Теперь во всех конкурсных процедурах для занятия должностей в компании непосредственное участие будет принимать проектный офис, а в составе конкурсной комиссии на постоянной основе будет работать член республиканской Специальной мониторинговой группы Антикоррупционной службы. Начата разработка Положения о конфликте интерес в Товариществе, а также работа по актуализацию внутренних нормативных документов, регламентирующих кадровую политику.

В свою очередь в апреле т.г. года предусмотрен инициативный внешний анализ коррупционных рисковс участием сотрудников Агентства, где будет сделан упор на выработку предложений для внесения изменений на законодательном уровне.

 

Слайд 6

Товариществом на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на минимизацию коррупционных рисков и формирование антикоррупционной культуры среди коллектива.

Организовываются разъяснительные мероприятия среди персонала, направленных на превенцию коррупции с участием представителей уполномоченных органов, депутатов, НПО.

Проведен сбор и анализ критических материалов в средствах массовой информации в адрес Товарищества с выработкой предложений.  

Работники Товарищества ознакомлены под роспись с Антикоррупционным стандартом и Антикоррупционной политикой.

Сформирован лист должностей Товарищества, наиболее подверженных коррупционному риску.

 

Слайд 7

Также, проектным офисом выявлена возможность приобретения в открытом доступе лекарственного средства ЦЕФ ІІІ (международное непатентованное название Цефтриаксон, дозировка 1гр. серии 190400078, производитель и поставщик АО «Химфарм», г.Шымкент)за 650 тенге в ГКП на ПХВ «Городской поликлинике №5» акимата г.Нур-Султан. В наличие 100 упаковок препарата.

Поликлиникой данное лекарственное средство закуплено от частной организации «КазФармМед».

Вместе с тем, данная серия лекарственных средств закупалась ТОО «СК-Фармацией» в прошлом году в количестве 78 727 флаконов по цене в 155 тенге 87 тиынза одну единицу и предназначалась для бесплатного отпуска пациентам в рамках ГОБМП.

Указанная партия была отгружена в учреждения здравоохранения Алматинской, Восточно-Казахстанской областей и г.Алматы.

По официальным данным заявленный объем лекарственных средств был израсходован полностью.

В связи с этим, усматриваются признаки незаконного приобретения и реализации препарата ЦЕФ ІІІ частной организацией «КазФармМед», которая в свою очередь получила их от учреждений здравоохранения Алматинской, Восточно-Казахстанской областей и г.Алматы. В данной ситуации усматривается нецелевое использование бюджетных средств со стороны указанных учреждений здравоохранения.

Аналогичная ситуация по продаже препарата Octagam10% 100 мл серии К912А8543 на территории Российской Федерации, предусмотренный для бесплатного отпуска в отечественных учреждениях здравоохранения.

Данный препарат Товариществом был поставлен в учреждения здравоохранения в количестве 768 упаковок, средняя стоимость одной упаковки составляет 193 813 тенге.  

Вся информация по продаже в частных аптеках лекарственных средств, предусмотренных для бесплатного отпуска для граждан Казахстана, направлена в Агентство.  

 

По инициативе проектного офиса «СК-Фармация – Адалдық алаңы» в феврале т.г. территориальными департаментами заключены меморандумы о сотрудничестве по вопросам формирования антикоррупционной культуры и создания атмосферы нетерпимости к любым проявлениям коррупции в сфере фармацевтической деятельности с фармсообществом и уполномоченными органами в сфере здравоохранения.

В рамках реализации проекта «СК-Фармация – Адалдық алаңы» представителями общественности, региональными проектными офисами «Адалдық алаңы» методом «тайный покупатель» организованы мероприятия по установлению фактов розничной реализации лекарственных средств, не зарегистрированных в Республике Казахстан, а также безрецептурного отпуска препаратов, подлежащих обязательной продаже по рецепту, в т.ч. сильнодействующих, наркотических средств и психотропных веществ.

По итогам проведенной работы установлены факты безрецептурного отпуска препаратов, подлежащих обязательной продаже по рецептам в Алматинской области фаниган», «седальгин-нео», «пенталгин-2»), ЖамбылскойЦефтриаксон» приобретен в аптеках «Амира Фарм» и «Қоныс Б»), Актюбинской областях (приобретено лекарственное средство «Цефтриаксон 1,0 г.» приобретен в аптеке, принадлежащей ТОО «Актюбфармцентр»).

О возможности приобретения лекарственных средств без предъявления рецепта выявлены в АтыраускойКетанов», «5-НОК»), Восточно-Казахстанской (2 аптеках из 15 были готовы продать препараты без рецепта), Карагандинской областях (Мифепристон).

В Алматинской области общественностью установлентелеграм канал под названием «Курилка Талдыкорган». На данной платформе в свободной форме продаются наркотические средства, пишутся наименование и цена за гр. того или иного наркотического вещества.

Стоит отметить, что подобные группы имеются и в других регионах Казахстана, под названиями «Курилка Алматы», «Курилка Караганда», «Курилка Тараз» и т.д.

Информация по данному вопросу направлена в Министерство внутренних дел.

Также общественниками Алматинской области установлены интернет-аптеки, продающие лекарственные средства без рецепта.

В соответствии с пунктом 23 статьи 1 кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» реализация лекарственных средств разрешена через аптеки, аптечный пункт в организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную и (или) консультативно-диагностическую помощь, передвижной аптечный пункт для отдаленных сельских местностей, организованный от аптеки, аптечный (дистрибьюторский) склад, склад временного хранения лекарственных средств, медицинских изделий, магазин оптики, магазин медицинских изделий, склад медицинских изделий, организации по производству лекарственных средств и медицинских изделий.

Из чего следует, что реализация лекарственных средств (рецептурного и безрецептурного отпуска) через интернет-аптеки не допустима.

При этом приобретение лекарственных средств в онлайн-аптеках может быть небезопасно для потребителей.

Приобретение лекарственных средств через интернет-аптеки представляет значительные риски для клиентов, поскольку связано с распространением фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств, предлагаемых субъектами деятельности, не имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Мониторингом установлено, что в Казахстане насчитывается более 20 интернет - аптек (https://farmiko.kz/, http://www.apteka84.kz/, https://evcalyptus.kz/, https://rauza-ade.kz/, https://aptekaplus.kz/, https://biosfera.kz/checkout/checkout, https://kz.apteka.com/help/kak-sdelat-zakaz/, https://i-teka.kz/, https://103apteka.kz/, http://medpro.kz/companies/901).

Посредством интернет-аптеки с легкостью можно заказать лекарства, которые подлежат отпуску СТРОГО по рецепту врача. Однако, несмотря на это интернет-аптеки не соблюдают вышеуказанных требований.

Как установлено мониторингом, некоторые интернет-аптеки осуществляют доставку лекарств круглосуточно, также имеется сервис по отправке лекарств в другие регионы Казахстана.

По всем фактам проведенных мероприятий с участием общественности и проектных офисов направлены в уполномоченные государственные органы.

 

Слайд 8

Начата работа по выявлению проблемных вопросов в работе с потребителями на местах. Так, в конце февраля в Северо-Казахстанской, Акмолинской областях организованы встречи с пациентами и главными врачами учреждений здравоохранения.

Поднят ряд проблемных вопросов, к примеру:

1. Слабая мощность складских помещений ЛПУ. Нагрузка на поликлиники в части обеспечения населения ЛС и МИ в рамках АЛО;
2. ЛПУ составляет заявку, выписывает и отпускает ЛС и МИ, списывает препараты, которые в некоторых случаях перепродаются в частные аптеки, либо за рубеж;
3. Поздний закуп и несвоевременные поставки ЛС и МИ.

 

ЛПУ необходимо регулировать графики поставок в соответствии с мощностью складских помещений

В рамках АЛО планируется Реализация инновационного проекта по внедрению электронной системы по обеспечению пациентов рецептурными ЛС/МИ через фармацевтические диспенсеры в режиме пилота

 

Реализация пилотного проекта по внедрению Системы маркировки ЛС/МИ на территории РК, позволяющая обеспечить трэкинг ЛС/МИ, закупленных  в рамках ГОБМП и ОСМС от производителя до конечного потребителя

 

Обеспечить своевременное согласование и утверждение Списка Единого дистрибьютора на уровне министерств и ведомств

 

 

Слайд 9

2020 год:

1. Формирование невостребованного остатка ЛС/МИ на складах ЕД в результате некорректного планирования медицинскими организациями (по итогам 2019 года сумма невостребованного объема ЛС/МИ составила 10,3 млрд. тг.);
2. Потеря денежных средств, связанных со списанием ЛС и МИ от всего объема закупленных т.ч. переходящего остатка) ЛС и МИ (по итогам 2019 года 187,7 млн. тг.);
3. Отсутствие механизмов трэкинга ЛС/МИ ,закупленных  в рамках ГОБМП и ОСМС от производителя до конечного потребителя;
4. Наделение Единого дистрибьютора полномочиями оперирования мобилизационным резервом ЛС/МИ.

Решением этих проблем стало:

1. Запуск информационной площадки для оперативного управления системой ЕД (ИАС);
2. Реализация инновационного проекта по внедрению электронной системы по обеспечению пациентов рецептурными ЛС/МИ через фармацевтические диспенсеры в режиме пилота;
3. Участие в реализации пилотного проекта по внедрению Системы маркировки ЛС/МИ на территории РК;
4. Внедрение системы электронного закупа услуг хранения и транспортировки ЛС/МИ;
5. Снижение логистических издержек за единицу ЛС/МИ на 2% в сравнении с 2019 годом путем совершенствования системы движения товара на региональных и операционных складах Организации;
6. Внедрение автоматизированной системы управления бизнес-процессов Организации посредством программного обеспечения Business Studio (автоматизация до 80%);
7. Разработка инфраструктурной модели складской и транспортной логистики Организации.

 

 

 

Дереккөз: