СК-Фармация

В мире

Чтобы повысить привлекательность фармрынка Узбекистан облегчит регистрацию лекарств
21 июня 2018
Чтобы повысить привлекательность фармрынка Узбекистан облегчит регистрацию лекарств

За последние годы в Узбекистане принят ряд мер, направленных на формирование новой системы здравоохранения, управления фармацевтической отраслью и обеспечения населения страны качественными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Вместе с тем до сих пор остаются нерешенными определенные проблемы, препятствующие реализации проводимых реформ, повышению качества оказываемой медицинской помощи и показателей здоровья населения. В частности, остается чрезмерно сложной система государственной регистрации лекарственных средств, в том числе произведенных в странах с высокими требованиями к их производству и применению, что приводит к ввозу неэффективных лекарственных средств.

Для улучшения условий развития фармацевтической отрасли, дальнейшего повышения доступности качественных лекарственных средств и роста инвестиционной привлекательности фармацевтического рынка Узбекистана Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности государственной регистрации лекарственных средств и улучшению обеспечения ими населения» принят ряд мер. В частности решено: 

- внедрить с 1 августа 2018 года порядок признания результатов государственной регистрации лекарственных средств, в том числе лекарственных веществ (субстанций) и лекарственных препаратов (далее - лекарственные средства), осуществленной в странах с высокими регуляторными требованиями. Данный порядок будет осуществляться на основании дифференциации уполномоченных органов иностранных государств и международных организаций, ответственных за государственную регистрацию лекарственных средств, не вызывающих сомнения по безопасности, качеству и эффективности, а также при условии наличия разрешения на их применение в медицинской практике стран с высокими регуляторными требованиями. 

Такие лекарственные средства не будут проходить экспертизу при государственной регистрации на территории Узбекистана в целях установления безопасности, качества и эффективности данных средств.

Кроме того, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан поручено: 

а) на основе изучения передовой международной практики обеспечить в месячный срок пересмотр стандартов диагностики, лечения и клинических протоколов основных заболеваний и ежеквартальный пересмотр Перечня социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения; 

б) совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 20 июля 2018 года критически изучить и внести предложения по: 

- установлению порядка признания результатов государственной регистрации лекарственных средств, осуществленной в странах с высокими регуляторными требованиями; 

- совершенствованию требований к таможенному оформлению, государственной регистрации и реализации лекарственных средств, а также по другим вопросам, регулирующим фармацевтическую деятельность; 

в) совместно с Генеральной прокуратурой и Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 1 декабря 2018 года провести инвентаризацию зарегистрированных в стране лекарственных средств на предмет наличия запрета к применению в странах с высокими регуляторными требованиями, изучение причин и условий введения таких запретов и внести предложения о целесообразности их дальнейшего применения на территории Республики Узбекистан. 

Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 20 июля 2018 года поручено внести: 

на утверждение перечень стран и международных организаций, результаты государственной регистрации лекарственных средств которых признаются в Республике Узбекистан; 

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа. 

С ввежение в действие данного указа утратило силу требование, что социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения должны продаваться по фиксированным ценам.

Напомним, отмененное требование было введено с 1.01.2017 года. Перечень фармацевтической продукции, продаваемой по фиксированным ценам, включал 299 лекарственных препаратов (98 отечественных и 201 импортных), а также 44 изделия медицинского назначения (18 отечественных и 26 импортных). Ставки на них устанавливала специальная Республиканская комиссия во главе с заместителем Премьер-министра Узбекистана.

Но изменения не означают полной либерализации рынка. Теперь числившиеся в Перечне лекарства и медизделия, ввозимые по импорту, а также закупаемые у отечественных производителей, реализуются по регулируемым ценам. То есть с применением предельных торговых надбавок, определяемых независимо от числа посредников, участвующих в поставках, для оптовой реализации – в размерах не более 15% от покупной стоимости, для розничной реализации – не более 20% от оптовой цены.

Однако реализация социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения социальными аптеками будет осуществляться с применением более низких предельных торговых надбавок в размере 10% от покупной стоимости или оптовой цены.

Еще одно серьезное изменение – отмена монополии ГУП «O`zmedimpeks» на поставку социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинской техники и специального медицинского автотранспорта для государственных учреждений здравоохранения. Оно также перестало быть обязательным агентом по их хранению обработке и доставке.

Источник: Фармацевтическое обозрение Казахстана