В соответствии с документом, Министерству здравоохранения Кыргызской Республики в срок до 31 декабря 2021 года поручено провести на территории Кыргызской Республики пилотный проект по апробации механизма регулирования цен на лекарственные средства, включенные в справочник лекарственных средств, возмещаемых по Дополнительной программе обязательного медицинского страхования и Программе государственных гарантий по обеспечению граждан в Кыргызской Республике медико-санитарной помощью.
При разработке кыргызской модели учитывался тот факт, что Кыргызстан - импортозависимая страна, поскольку 97% лекарственных средств ввозится в республику из стран дальнего и ближнего зарубежья, а также то, что вся аптечная сеть имеет частную форму собственности, сообщает «АКИpress». В связи с этим во избежание негативных последствий внедрения регулирования цен было принято решение на первоначальном этапе провести апробирование механизма на ограниченном перечне, состоящем из 58 международных непатентованных наименований лекарственных средств (более 300 торговых названий), возмещаемых по дополнительной программе обязательного медицинского страхования и программе государственных гарантий на амбулаторном уровне с постепенным его расширением на перечень жизненно важных лекарственных средств.
Временные правила регулирования цен на лекарственные средства в Кыргызской Республике устанавливают порядок регулирования цен только на те лекарственные средства, что включены в справочник и возмещаются по Дополнительной программе обязательного медицинского страхования и Программе государственных гарантий по обеспечению граждан в Кыргызской Республике медико-санитарной помощью.
Регулирование цен производится по наименованию лекарственного средства, указанному в регистрационном удостоверении лекарственных средств или в специальном перечне лекарственных средств, временно разрешенных к ввозу и медицинскому применению на территории Кыргызской Республики без регистрации.
Регулирование цен на лекарственные средства осуществляется уполномоченным органом в целях обеспечения экономической доступности лекарственных средств и включает в себя следующие этапы:
- прием заявлений на регистрацию цен на лекарственные средства;
- регистрация цены на лекарственные средства;
- установление и утверждение предельной оптовой и розничной цены на лекарственные средства;
- внесение утвержденных цен в Каталог цен;
- внесение изменений в зарегистрированную цену на лекарственные средства;
- мониторинг соблюдения предельных оптовых и розничных цен на лекарственные средства субъектами фармацевтической деятельности.
Установленные уполномоченным органом предельные оптовые и розничные цены на лекарственные средства действуют на всей территории Кыргызской Республики и являются обязательными для всех субъектов фармацевтической деятельности.
Запрещается реализация лекарственных средств:
- при отсутствии зарегистрированной цены;
- по цене, выше установленных предельных оптовых и розничных цен.
Механизм регистрации цен
Указанным постановлением предусмотрен порядок декларирования и регистрации цен. Последний не распространяется на лекарственные средства:
- местных производителей;
- не имеющие аналогов по действующему веществу в своей терапевтической группе;
- с декларированной ценой до 50 сомов (0,72 дол. США).
Регистрацию цен, включая запрос необходимой дополнительной информации, осуществляют в срок до 40 рабочих дней с даты поступления в уполномоченный орган заявления, в котором указывают цену франко-завода для Кыргызской Республики и не менее чем для 5 референтных стран (при отсутствии — в любых других) с указанием источника информации. На основании данной информации, а также сведений из других официальных источников уполномоченный орган определяет медианную цену. Для получения расчетной цены медианную умножают на коэффициент затрат (на логистику, страхование, таможенные операции и оценку качества) в размере 10%. С полученной расчетной сравнивают декларируемую цену и регистрируют последнюю, если она не превышает расчетную. В случае превышения у заявителя есть выбор: привести декларируемую цену в соответствие с расчетной или отказаться от регистрации лекарственного средства. Зарегистрированная цена, которую используют для определения оптовых и розничных цен, действует в течение 1 года.
Расчет оптовых и розничных цен
Предельные оптовые и розничные цены устанавливают путем использования регрессивной шкалы наценок (таблица). При этом на продукцию местных производителей с декларированной ценой до 50 сомов включительно предельный размер наценки не устанавливают.
Таблица. Регрессивная цена предельных оптовых и розничных наценок на лекарственные средства
1. Предельные оптовые наценки |
||
№ |
Размер зарегистрированной цены за единицу |
Регрессивная шкала (%) наценок |
1. |
До 50 (пятьдесят) сомов включительно (за исключением лекарственных средств отечественных производителей) |
30 % |
2. |
Свыше 50 (пятьдесят) сомов до 300 (триста) сомов включительно |
25 % |
3. |
Свыше 300 (триста) сомов до 600 (шестьсот) сомов включительно |
20 % |
4. |
Свыше 600 (шестьсот) сомов |
15 % |
2. Предельные розничные наценки |
||
№ |
Размер предельной оптовой цены за единицу |
Регрессивная шкала (%) наценок |
1. |
До 200 (двести) сомов включительно |
30 % |
2. |
От 200 (двести) сомов до 500 (пятьсот) сомов включительно |
25 % |
3. |
От 500 (пятьсот) сомов |
20 % |
*За исключением продукции местных производителей.
Каталог цен
Каталог цен является официальным источником информации о зарегистрированной, предельной оптовой и розничной ценах на лекарственные средства. Его ведут в электронном виде в открытом доступе, обновляя онлайн. Оптовики обязаны обеспечить соответствие своих цен Каталогу в течение 30, а розничные операторы — 45 рабочих дней с даты их регистрации. Изменение зарегистрированной цены допускается не чаще 1 раза в 3 мес. В случае выявления снижения зарегистрированных цен на лекарственные средства в одной из референтных стран более чем на 5% уполномоченный орган уведомляет об этом заявителя и, в случае не предоставления последним заявления о несогласии, изменяет зарегистрированную цену.
Референтные страны и список лекарств
Критериями отбора в корзину стран сравнения (референтные) стали экономические показатели, членство Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в который входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Молдова.
В перечень, по информации местных СМИ, включены следующие МНН: ацетилцистеин, ацетилсалициловая кислота, амитриптиллин, амлодипин, амоксициллин, беклометазон, бензатина бензилпенициллин, бисопролол, карбамазепин, хлорпромазин, ципрофлоксацин, клоназепам, клозапин, препараты железа/железо с фолиевой кислотой, диазепам, диклофенак, доксициклин, эналаприл, эналаприл+гидрохлоротиазид, эритромицин, фамотидин, фолиевая кислота, галоперидол, гидрохлоротиазид, индапамид, ипратропия бромид, изосорбида динитрат, кетопрофен, левоноргестрел+этинилэстрадиол, лизиноприл, лоратадин, медроксипрогестерон, метронидазол, морфина гидрохлорид, бензилпенициллин натрия, нифедипин, омепразол, парацетамол, фенобарбитал, феноксиметилпенициллин, калия йодид, преднизолон, регидрон, сальбутамол, сальметерол+флутиказон, теофиллин, трамадол, тригексифенидил, вальпроевая кислота, альбендазол, аторвастатин, празиквантел, тримеперидин.
Ожидаемые результаты
Введение регулирования цен на лекарственные средства обеспечит:
- уменьшение расходов граждан на приобретение лекарств;
- установление одинакового уровня предельных оптовых и розничных цен на лекарственные средства одного и того же производителя по всей стране;
- достижение равного уровня сооплаты пациента в любой точке страны в рамках льготных программ Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на амбулаторном уровне (согласно дополнительной программе обязательного медицинского страхования и программе государственных гарантий);
- значительную экономию средств при закупках лекарственных средств, так как данный механизм будет основой для определения предельных закупочных цен при государственных закупках.